timon_timonich


Заметки суриката

Я в этой жизни ничего не добился. Зато сам!


Previous Entry Share Next Entry
Увидеть невидимое. Инфракрасная фотография
timon_timonich


Статья про то как я обрабатываю фотографии оказалась достаточно популярной и потому вновь в эфире, ваша любимая рубрика познавательная страничка.

Инфракрасный таймлапс из Вьетнама создал небольшой ажиотаж в азиатских интернетах и периодически мне приходят вопросы, что это такое и как я вообще это сделал. Потому сегодня я вам расскажу про инфракрасную фотографию - штука довольно бесполезная, но интересная. Да и давно обещал, а карточный долг - это дело чести!

Википедия нам про этот термин говорит следующее "Инфракрасная фотография — это техника фотосъёмки, в которой используется специальная фотоплёнка или матрица цифрового фотоаппарата, чувствительные к инфракрасному световому излучению; используется специальный фильтр для цифрового фотоаппарата, который пропускает инфракрасный свет, но, блокирует видимую часть спектра. Волновой диапазон, используемый в такой фотографии, лежит в пределах от 700 до 900 нм."

Грубо говоря, всё что лучше отражает инфракрасное излучение ( листва, песок ) на фотографии получается белым, всё что хуже ( вода и небо ) становится чёрным. Существует ошибочное мнение, что ИК фотография регистрирует тепло, но это не так, обычный и нагретый утюг выглядят на ИК фотографии абсолютно одинаково, можете проверить :))

Также стоит учесть что производители камер борются с ИК-изучением и ставят на матрицы фотоаппаратов так называемые hot mirror - фильтры, которые режут ИК - спектр. Но это не сильно помогает если вы используете ND-фильтры, именно из-за этого излучения возникает паразитная засветка с неприятным цветовых сдвигом который еще хрен удалишь. И как следствие - уменьшение ДД, контрастности и прочая дрянь, что нам совсем не нужна. Но это я что-то отвлекся, вернемся к нашей теме.

Итак сделать ИК-фотографию можно двумя способами:

1. Сконвертировать камеру
А именно снять с матрицы фотоаппарата hot mirror - фильтр, который режет ИК диапазон, но оставляет видимый и заменить его на ИК-фильтр которые делает наоборот, а именно режет видимый, но оставляет ИК-спект.

Минусы:
- Не дешевая и не быстрая процедура ( 500 баксов, сроки неделя ). Если передумаете, придется повторять замену.
- Плывет фазовый автофокус, который используется если снимать через видоискатель, через LiewView все нормально. Кстати сильно помогает, если в вашей камере есть подстройка фронт и бек фокуса через меню.
Плюсы:
- Можете работать на коротких выдержках.
- Автофокус, хоть его и настроить надо.
- Удобно, ничего не надо навинчивать.

2. Накрутить на объектив ИК-фильтр.
Минусы:
- Длинные выдержки, ибо фильтр сильно затемняет. Будет проблема снять деревья в ветреную погоду, ибо размажутся. Стоит также забыть про портреты.
- Прощай автофокус
Плюсы:
- Можно передумать и камера снова станет нормальной :)

Небольшая ремарка про фильтры. Они бывают с разной длиною пропускания волн, обычно это диапазон от 590нм и выше, обычно идет 720 нм. Чем меньше число, тем больше видимого диапазона фильтр пропускает и тем больше вы получаете запас по работе с цветом. Примеры


720 нм, (эквивалент Hoya R72 Filter/ Kodak Wratten 89b Filter/ 720nm Filter)


665нм


590нм

Горячие пятна
Довольно известная проблема некоторых объективов. Прямо в центре снимка появляется неприятное светлое пятно, которое становится еще более четкой при увеличении значения диафрагмы, выглядит это примерно вот так:



Побороть это никак нельзя, надо просто проверить свою оптику на то,  как она дружит с ИК-фотографией. Сделать это можно допустим вот по этой ссылке

Обработка
Сразу хочу сказать что все снимки сделаны с использованием фильтра на 700 нм, потому если вы снимали с другим фильтром, цвета у вас могут сильно отличаться.

Предположим, что у вас есть набор снимков и теперь вам надо всё это превратить в красивую фотографию. Скорее всего обработку вы будете делать в Lightroom или ACR и потому открыв RAW-файл, вы скорее всего увидите примерно следующую картину:



Дело в том, что конвертор не может корректно отобразить фотографию из-за узкого диапазона значений ББ. Для того чтобы это поправить нам надо создать профиль для камеры через программу DNG Profile Editor 1.0.4. Скачав и запустив её, выбираем File -> Open DNG ( файл должен быть сконвертирован в DNG ), затем идем в закладку Color Matrices и в пункте White Balance Calibration выставляем -100 у температуры.



Дальше File -> Export Nikon D7000 ( так у меня было ) profile. Сохраняем всё в папку "C:\ProgramData\Adobe\CameraRaw\CameraProfiles\Camera\Nikon D7000", сами понимаете надо выбрать вашу камеру. Дальше открываем файл в Lightroom, идем в закладку Camera Calibration и выбираем только что созданный профиль и вуаля:



Есть небольшой нюанс, почему-то в моем случае профиль никак не хотел появляться, потому мне пришлось переписывать уже существующий. Причем файл имел одно имя, а сам профиль другой. Не очень понял этого шаманства, но работает..

Дальше файл я сразу же утащил в Photoshop, но если есть желание, никто не запрещает поколдовать в Lightroom. В Photoshop создаем новый корректирующий слой Channel Mixer и меняем красный и синий канал местами. Для удобства можете сохранить это как Preset, чтобы пользоваться в будущем.



Получается уже что-то похожее на правду, ну и дальше устраиваем небольшие шаманства чтобы все привести более вменяемому результату:

- Слой Selective Color. White -> Blacks -77%
- Слой Hue/Saturation. Master Hue + 15
- Слой Curves, где смеcтил точку черного на 19 пунктов.
- Слой Curves в режиме Soft Light с прозрачность 30%.



Итоговый результат:



Ну в общем то и все. Честно признаюсь я не совсем силен в мат. части вопроса и на просторах инета можно найти множество умных талмудов на эту тему. Но методом проб и ошибок какие то знания в этой области нашел. Также есть еще отдельная интересная тема Портреты в ИК-фотографии, но я про неё расскажу в следующий раз, на данный момент просто нет нужных примеров. Ну и скоро будут посты на тему постпродакшена Timelapse видео и большуший пост по поводу Travel видео, не теряйтесь :))

Ссылка для желающих покрутить исходник. Ну и если есть вопросы, велком в комменты.

з.ы. Нагло пользуюсь служебным положением и еще раз вставляю ссылку на таймлапс из Вьетнама, вдруг кто пропустил :)



Добавляйтесь в друзья:
Живой Журнал | Facebook | Вконтакте | Instagram | Vimeo | 500px

  • 1
А цветокоррекцией такого совсем не добиться? raw даже в видео есть...

Если бы можно было, давно бы не заморачивались с этой методикой съемки. Теоретически конечно можно подогнать, но как не знаю. Про RAW в видео не понял..

Отличный ролик!

Я удивлен как половина моих читателей его умудрилась пропустить :)

тоже не без заморочек, однако

Я любознателен и люблю поковыряться :)

Я конечно, не сварщик, но по-моему подобного эффекта можно легко добиться в Ps, Desaturation + Gradient Map от серо-голубого до белого. Ну либо теми же Selective Colors. Попробовал - на глаз похоже.
Хотя ежели народ за 500 баксов камеры ковыряет, наверно есть какие-то тонкости.

Дофига тонкостей, плюс ИК фотография в портретах творит такое, что хрен повторишь :)

Еще раз посморела ролик. Очень красиво.

А я грешная, в ФШ мучу это инфракрасное безобразие.
Ну конечно может бяка всякая вылезти, но я аккуратненько.))

Ну в ФШ совсем другой результат будет, физика процесса иная :)

Интересно получается... но вот это вообще не мое! =))))

Ну ты ж в курсе что я любитель поэксперементировать :)

Эх, я бы с таким файлом поигралась!
Сама снять не смогу, мой Пень такое не умеет:(((
P.S. Кстати, "талмуД" - с Д на конце. Уж извините зануду:)

Исходник выложить? :)

Был как то опыт съемки ИК. Ошибкой тогда было, закрытие диафрагмы до f8, резкости хотелось. Однако из за этого больше потерял чем приобрел, пришлось сильно ISO поднимать. Поэтому если без модификации камеры, считаю, что закрывать диафрагму (в случае не светосильных объективов) не стоит, а в светосильных минимальное закрытие.

Вообще есть возможность очень бюджетно купить на ebay, уже переделанную ИК камеру предыдущего поколения.

Мой результат:
http://etear.livejournal.com/23433.html

Ваш вариант неплох, но шумноват :)

Чтоб не мучаться с профилями можно в Capture One конвертить, там запас по ББ есть достаточный.
Ну и идеально такую камеру сейчас из нексов делать, там этот фильтр 1 мм, по крайней мере в NEX-C3 и позже, т.е. его даже заменять ни чем не надо, фокус не сбивается, и получаем полноценную IR+Visible беззеркалку.

В DPP тоже можно вроде как вытянуть без профилей. Но 95 процентов сидит в лайтруме потому я и написал про эту хрень :))

Про некс спасибо, не был в курсе

По поводу таймлапса

Так это над каждой фоткой с D7000 надо было проделать столько шаманства?

Re: По поводу таймлапса

Нет конечно, тут был практически обычный процесс обработки таймлапсов, но только сверху накладывались операция по замене каналов

По поводу профиля: не появлялся он потому, что не в ту папку надо было класть, до компа доберусь - скажу точнее путь. В указанной вами папке лежат только стандартные профили и лишних быть не может там, поэтому замена одного из них и сработала.

Вот, такой путь для пользовательских профилей C:\Users\[Имя пользователя]\AppData\Roaming\Adobe\CameraRaw\CameraProfiles

Тимоныч, а как ты заставляешь фотошоп для кучи файлов повторить одну и ту же последовательность обработки?

Записываю Action, а потом в Bridge - Photoshop - Image Prosessor

Интересная техника и, конечно, много своих нюансов. Не знал, что фильтры на оптику бывают, думал, что только "хирургическим" путем подобное можно получить.

Ты еще портретов в ИК не видел, это вот бомба )

Вот хорошо что ты про DNG конвертер написал. Я в свое время очень долго пылатся ББ уменьшить, пока где-то не наткнулся на статью про конвертер. Ну а так ИК штука забывная. У меня 450д переделанный.

Забавная, но бесполезная )

Тоже хочется =)
Сначала я привез дешманский фильтр, но ничего путнего из него получить не удалось. Либо все сильно красное, либо цвета едут.
Потом на других камерах, пытался приделать засвеченные и проявленные пленочки. Результат примерно такой же как и в первом варианте.
Сейчас жду момента и буду заказывать ir+Visible LowPass фильтр для 1Ds Mark II И потом к нему сверху фильтр 950нм. По идее должно будет получиться как с заменой на IR950 фильтр в матрице. И выдержки нормальные и фотать можно будет обычные потреты. А все из-за того, что я поцарапать умудрился свой LP фильтр.
=) Мне сильно нравятся фотографии Арсена Ревазова =)
И да, таймлапс охрененный =)))

Отпишись потом по поводу фильтра. Интересно уж больно )

А можете подсказать способ(относительно доступный), увидеть ИК отраженное пятно? Например от стенки. Пытался получить такое с помощью обычной зеркалки и пульта телевизора, но увидеть что-то получалось только от зеркальных поверхностей.

  • 1
?

Log in